[an error occurred while processing this directive]
 
 
 
Главная О нас Услуги Наши клиенты
Главная
Карта сайта
E-mail
Занимайтесь своим бизнесом,
а не компьютерами -
компьютерами
занимаемся мы!
Мы существуем для того,
чтобы вы и ваш компьютер
нашли друг друга.
 
Это необходимо знать Полезные советы Новости и статьи Мы рекомендуем
 
Мы - независимые эксперты
Мы не являемся рекламной компанией, которая двигает
какой-то определенный брэнд. Подробнее
Поиск по сайту
 
Презумпция виновности продавца | T-80 Мир компьютеров

Презумпция виновности продавца

24.03.2006 11:08 | Wobla.ru

Ежедневно в череповецких судах выясняют отношения потребители и продавцы "Импортный" линолеум, произведенный в Самаре, купила прошлым летом череповчанка Татьяна Малышева и с тех пор бьется с магазином, продавшим некачественный товар, пытаясь отстоять свои потребительские права. В марте состоялось судебное разбирательство. Вопреки ожиданиям, иск остался неудовлетворенным. Но Татьяна не сдается: подала на обжалование.

Поверившая на слово.

- На ярлычке линолеума была указана марка "Таркетт". Я спросила: "Импортный?" Продавщица ответила: "Да". Отрезали кусок, дали чек. Ни гарантийного талона, ни технической характеристики товара, ни инструкции по укладке - ничего этого не было. Дней через десять на линолеуме появились дырки, вмятины и порезы: от колесиков холодильника, от велосипеда, от каблуков, от упавшей крышки кастрюли... Линолеум рвался, как картон. Возместить мне затраты на покупку линолеума, работы по настилу, установке кухонного гарнитура директор магазина не захотел. На составленную претензию не отреагировал, и я обратилась в суд. Первая экспертиза выдала заключение, что товар имеет дефекты производственного характера. Ответчики потребовали провести другую экспертизу. Ее выводы были противоположны: характер дефектов приобретенный. Хотя этот эксперт даже кусок линолеума у меня не брал на испытание, просто осмотрел. Суд принял во внимание заключение второй экспертизы. Мне было отказано в удовлетворении иска. Это кажется мне более чем странным, потому что в феврале директор этого магазина был оштрафован судом. Дело в том, что я подавала заявление в отдел государственного контроля и надзора, его сотрудники приходили в магазин с проверкой и обнаружила кучу нарушений. Магазин не смог предоствить на линолеум никаких документов! Судья специально откладывал заседание по моему иску, чтобы дождаться этого судебного решения. Однако не принял его во внимание... Я обратилась за помощью к адвокату, и мы написали кассационную жалобу.

Сонм недовольных.

Официальной статистики о количестве потребительских исков не существует. Да и не надо. Лучше всяких цифр говорит фраза, шутя брошенная Татьяной Серовой (мировой судья области по 22-му участку Череповца) в разговоре с корреспондентом "Речи", когда ей в очередной раз пришлось сослаться на статью из закона "О защите прав потребителей": "У меня этот закон уже от зубов отскакивает!"

Что уж говорить, если даже самой судье довелось обращаться за помощью в отдел по защите прав потребителей. Она купила компьютер с комплектующими, а принтер не работал. Его взяли в ремонт, но возникли проблемы - пришлось составлять претензию. Через девять дней дали новый принтер.

Предметами потребительских споров становятся самые разнообразные товары: мобильные телефоны, аудио- и видеотехника, холодильники, стиральные машины, меховые изделия и пр. Нередко иски подают череповчане, недовольные качеством услуг ЖКХ, строительных компаний, оказанием платных образовательных услуг и т.д. Обычное требование истца - вернуть деньги или обменять товар. В общую сумму судебного иска входят, помимо стоимости товара или услуги, размер неустойки и причиненного морального вреда, а также понесенных убытков (оплата услуг адвоката, экспертов и др.). По мнению адвоката Виктории Беляевой, которая очень часто ведет дела по потребительским искам, за последние два года ситуация в этой области претерпела изменения: "Уже нет того роста числа подобных дел, который был раньше. И продавцы реже проигрывают. Наверно, это связано с тем, что повысилась правовая культура череповчан и культура обслуживания, продавцы стали более лояльны к покупателям, чаще идут им навстречу. Раньше говорили: хочешь - судись, а денег не верну. В итоге возмещать убытки их заставлял суд. Теперь отказывают обычно тогда, когда есть причины быть уверенными в своей правоте". По наблюдениям других юристов, количество потребительских тяжб с каждым годом все увеличивается - как раз потому, что растет правовая культура граждан.

Закон защищает...

На страже интересов покупателей и пользователей услуг - Гражданский кодекс и закон "О защите прав потребителей". Говорят, защита надежная. "Я считаю, что закон "О защите прав потребителей" - единственный закон, который с момента его принятия практически на сто процентов действует в пользу потребителя", - убежден адвокат Вадим Пустовалов. Потребителю, оказывается, доказать свою правоту проще, нежели продавцу. "В гражданском праве, - объясняет мировой судья Татьяна Серова, - существует понятие "презумпция виновности". Свою невиновность должен доказывать продавец". По сути, это значит: продавец виновен, пока не докажет обратное. "Презумпция виновности", по всей видимости, работает, что подтверждает судебная практика Татьяны Серовой: за последние годы она отказала в удовлетворении лишь трех исков, тогда как каждый месяц рассматривает несколько подобных дел.

...адвокат помогает.

Оформить грамотно исковое заявление способен далеко не каждый гражданин. Можно прибегнуть к помощи отдела по защите прав потребителей управления городской экономики и торговли - услуга бесплатная. Можно обратиться к адвокату - услуга платная, в среднем 600 рублей. В суде отстаивать свои интересы можно и самостоятельно (так часто бывает), если нет средств оплачивать дальнейшие услуги юриста. Считается, что хороший череповецкий адвокат менее чем за 5000 рублей за ведение дела по потребительскому иску не возьмется. Кто-то этой суммой не удовлетворится, если будет больше двух - трех судебных заседаний по иску, и за каждое последующее запросит дополнительный гонорар в размере 500 - 1000 рублей. Но в общем-то, расценки разные. Они зависят от ряда факторов. Адвокат, являющийся членом коллегии адвокатов, придерживается расценок, утвержденных на общем собрании коллегии по примерам аналогичных дел. Если он работает отдельно, адвокатским кабинетом, то устанавливает свои цены. Стоимость услуги зависит и от степени сложности дела, от суммы иска (обычно берут 10 % от нее) и т.д.

Экспертиза - не панацея.

Распространено мнение, что заключение экспертизы является главным доказательством в потребительском споре. Поэтому неудачливый покупатель, получив экспертное заключение о том, что купленный им товар имел производственный дефект, идет в суд с полной уверенностью в победе. "Заключение эксперта - это лишь один из видов доказательств, - разъясняет адвокат Вадим Пустовалов. - И по ходатайству сторон оно может быть исключено из доказательств в связи с тем, что сделано с нарушениями. Для вынесения судебного решения заключение эксперта не является обязательным". Если доказательства продавца-ответчика (например, свидетельские показания) в совокупности окажутся весомее заключения, которым подстраховался истец-потребитель, то суд примет решение не в его пользу.

Субъективная объективность.

Экспертные организации - независимые, и, казалось бы, должны выносить объективное заключение. Но зачастую случается, что экспертные заключения, полученные потребителем и продавцом на один товар в разных фирмах, разнятся до полной противоположности. В такой ситуации судья может назначить еще одну экспертизу - судебную. (И в этом случае эксперт будет привлечен к уголовной ответственности, если сделает ложные выводы.) А может принять во внимание заключение одной из экспертиз, если другая проведена некачественно, а такое бывает. Например, в феврале закончилось дело, которое тянулось два года. Череповчанку не удовлетворяло качество газовой плиты: мол, плита не пекла пироги. Череповецкие эксперты выдали заключение в ее пользу: товар не соответствует определенному ГОСТу. А вологодская экспертиза после измерения температурного режима и других исследований показала, что ни внутренних, ни внешних поломок нет. Эта экспертиза была проведена более правильно, и женщина дело проиграла. (Вывод о степени качественности экспертизы судья делает, руководствуясь законом об экспертной и оценочной деятельности и соответствующими статьями Гражданско-процессуального кодекса, где прописано, что должно содержать заключение).

Кстати, если суд установил, что заключение, выданное экспертной организацией, не соответствует действительности, то клиент, обращавшийся к ней за услугами, может вернуть потраченные деньги и компенсировать моральный вред. Деятельность эксперта - это тоже услуга, и, если она некачественная, потребитель может обратиться с иском в суд. Правда, на памяти юристов, с которыми "Речь" беседовала, таких инцидентов в Череповце не бывало. А вот с адвоката (он ведь тоже оказывает услуги) однажды суд взыскал деньги: череповчанин заплатил адвокату по договору, а тот перестал ходить в суд, чтобы отстаивать его интересы.

Анна Ершова, начальник отдела по защите прав потребителей управления городской экономики и торговли:

- Если продавец или исполнитель услуг отказывается удовлетворить требования потребителя, он может обратиться к нам, мы поможем составить претензию. Если потребитель требует возврата денег за товар, продавец должен отреагировать на претензию в десятидневный срок, если требует обмена товара - в течение семи дней, а при необходимости проведения экспертизы товара - в 20-дневный срок. Если покупатель хочет, чтобы товар отремонтировали, то срок устанавливается по согласованию сторон. Когда вторая сторона не решает вопрос в претензионном порядке, потребитель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд. Помощь в составлении искового заявления оказывают как адвокаты, так и специалисты нашего отдела. В прошлом году мы помогли составить 178 исковых заявлений, истцами было проиграно только шесть дел.

Татьяна Тихонова N52(21719) 24.03.2006

Газета "Речь"

Wobla.ru